Очевидное невероятное

Всё интересное, необычное и невероятное

Электромобиль: история развития инженерного направления

устройство электромобиля

В условиях постоянного истощения ресурсов нашей планеты и серьезного загрязнения окружающей среды альтернативные источники энергии постепенно превращаются в острую необходимость, а не блажь фанатов экологичности. Современный электромобиль кажется прекрасной альтернативой привычным машинам с двигателями внутреннего сгорания, ведь подобное устройство наносит меньше вреда природе и обходится дешевле в обслуживании. Продвинутые разработки позволяют создавать достаточно мощные модели с приличной дальностью хода. Может, именно электромобиль – настоящий транспорт будущего?

Электромобиль: история создания первых прототипов

Забавно, но первые электромобили были спроектированы раньше, чем покорившие общество машины с двигателем внутреннего сгорания. Первым устройством, работающим от электроэнергии, стала тележка венгра Аньоса Джедлика. Уникальный прототип, внешне напоминающий скейтборд, стал первой ласточкой целого инженерного направления, в 1828 году восхитив общественность своей технологичностью.

Параллельно с венгерским коллегой разработками занимался и Томас Давенпорт из Вермонта. В 1834 году инженер соорудил похожее устройство, функционирующее на электрифицированной дорожке. В этом же году голландский профессор Сибранд Стратингх при участии своего помощника Кристофера Беккера спроектировал компактный электромобиль, питающийся от батареи. Однако этот аккумулятор нельзя было перезарядить.

Первый по-настоящему успешный прототип был создан в 1890 году. Уильям Моррисон сделал реальным устройство, развивающее скорость около 22 км/ч. Даже такие скромные показатели позволили привлечь внимание к электромобильной отрасли. Уже через 10 лет примерно треть всех автомобилей, представленных на рынке, работала именно от электрической энергии.

Но существовали и более быстрые модели. Электромобиль-рекордсмен под названием La Jamais Contente, которое переводится, как «всегда недовольная», имел пулеобразный корпус и мог развивать скорость до 100 км/ч.

Электромобиль La Jamais Contente
Электромобиль La Jamais Contente

Разработки в этой нише велись и в России. Ипполит Романов, талантливый изобретатель дворянского рода, в 1899 году создал пассажирский омнибус, вмещающий 17 человек. Мощность электрокэба российского разработчика составляла 4 лошадиных силы, а одного заряда хватало примерно на 60 км пробега. Однако недостаток финансирования не позволил изобретателю и дальше развивать выгодный проект.

Казалось, что именно за электрокарами стоит будущее всей автомобильной промышленности. Томас Эдисон и Генри Форд плотно занимались совместными разработками в этой области. Но снижение цены на бензиновые модели, развитие дорожной инфраструктуры между американскими городами, открытие сырой нефти в Техасе, которая существенно снизила цену на топливо, надолго задвинули электромобили на дальний план. Потребитель желал преодолевать большие расстояния, не привязываясь к объему аккумулятора. Сложная система подзарядки практически не оставила электромобилям шансов вновь вырвать пальму первенства у ДВС.

Электромобили 2019: самые культовые модели современности

XXI век стал началом возрождения электрокаров. Первым шагом на пути к электрофикации авто стал выпуск Toyota Prius – гибрида, работающего как на бензине, так и на электричестве. Это первая модель, рассчитанная на массовое производство. Достаточно низкий расход топлива и уменьшение объема выхлопных газов сделали Приус достаточно популярным и востребованным на рынке.

Toyota Prius 2019
Toyota Prius 2019

Революционным концептом стала знаменитая Tesla Roadster. Вышедшая в 2006 году модель с электрическим двигателем обладала запасом хода чуть меньше 400 км, разгонялась до 100 км/ч всего за 3,7 с. Разработчикам удалось воплотить практически идеальный электромобиль, дополнив мощность, скорость и комфортабельный салон привлекательным дизайном. Пожалуй, единственным недостатком электромобиля Tesla Roadster стала его не самая бюджетная цена – последняя версия авто стоит от 16,2 млн. руб.

Tesla Roadster 2020
Tesla Roadster 2020

Гораздо более привлекательным для массового потребления остается Nissan Leaf. Электромобиль Лиф e+ 2019 обладает более скромными характеристиками: 364-385 км запаса хода, разгон до сотни примерно за 6 с. Однако и стоимость электрокара существенно ниже и стартует от 35 тыс. дол.

Nissan Leaf e+ 2019
Nissan Leaf e+ 2019

Электромобили в России: реалии рынка электрокаров

Электромобили в России являются достаточно востребованным товаром. Однако покупка нового авто остается сложной и практически невыполнимой задачей. Дело в том, что официальные дилеры предпочитают не завозить электрокары. Это лишает покупателя удобного гарантийного обслуживания и ремонта. Автомобилистам, желающим пересесть на транспорт с экологичным двигателем, приходится довольствоваться моделями, продающимися на вторичном рынке.

Но, увы, купить б/у электромобиль – почти что сыграть в лотерею. Естественный износ батареи составляет примерно от 3-4% в год при соблюдении эксплуатационных норм, поэтому электрокар с возрастом 5-7 лет может ощутимо потерять в дальности хода. Нет никаких гарантий, что предыдущий владелец бережно и правильно обходился с транспортом, поэтому возможности авто могут быть ограничены еще больше.

Аккумулятор для электромобиля: устройство
Аккумулятор для электромобиля: устройство

Стоимость нового аккумулятора может составлять от 40% и выше от цены самой машины, поэтому покупка такого электрокара может стать невыгодной. При этом аккумуляторы в России не производятся и тоже не продаются официально, что становится новой преградой для желающих пересесть за руль столь экономичного транспорта. Однако при замене старой батареи можно несколько сэкономить: подержанный аккумулятор, состоящий из множества ячеек, можно продать. Владельцы солнечных панелей нередко используют подобные батареи для своих целей.

Проблему с лихвой решило бы производство отечественных электромобилей. И надежда на запуск собственной линейки была. Еще в 2010 году был анонсирован выпуск современных последовательных гибридных моделей под названием Ё-мобиль. Уже через год в Санкт-Петербурге началось строительство завода, который должен был производить 45 тыс. авто в год. Спрос на отечественные кроссоверы значительно превышал предполагаемые объемы выпуска: предварительная запись, открытая на официальном сайте компании «Ё-Авто», только за первые сутки собрала около 50 тыс. желающих приобрести отечественный гибрид.

Ё-мобиль кроссовер фото
Ё-мобиль: фото кроссовера

На Франкфуртском автосалоне в 2011 году были представлены две модели от «Ё-Авто»: концепт и обновленный кроссовер. Однако основные стадии по подготовке серийного запуска постоянно откладывались: краш-тесты, тестирование и испытания двигателя, сертификация так и не были выполнены. В 2014 году проект был полностью закрыт, а полученные наработки были переданы в НАМИ. Официальной причиной отказа от продолжения исследований назвали недостаточное финансирование.

Однако многим потенциальным потребителям показалось, что сама идея открытия завода по производству была лишь продуманным ходом, который помог бы определенным персонам получить бонус от избирателей во время предвыборной компании. Существует и мнение, что автопроизводители, как и лоббисты нефтеперерабатывающей промышленности, просто не позволили серьезному конкуренту выйти на рынок. Доля здравого смысла в этом есть, ведь государству с потрясающим нефтяным потенциалом популяризация и массовая продажа электромобилей была бы не особо выгодна. По этой же причине, возможно, дилеры не торопятся поставлять новые электрокары.

Действительно ли электромобили экологичны?

Производителей электрокаров нередко упрекают в эфемерности безопасности подобных транспортных средств для природы. Это связано с тем, что и для генерирования электроэнергии нужны серьезные ресурсы, а в процессе ее выработки в атмосферу выделяется углекислый газ. Есть ли разница между затратами топлива на продуцирование электричества и непосредственное питание электрокара? Может быть, игра не стоит свеч?

заправка авто фото

Все-таки произвести ток, используя полезные ископаемые, выгоднее и безопаснее. Например, природный газ, используемый на электростанции, даст 60% эффективности. Это же топливо, используемое в двигателе внутреннего сгорания, будет эффективно всего лишь на 20%.

Кроме этого, за рубежом все чаще можно встретить заправки для электромобилей, работающие на солнечных батареях. Станции, работающие на солнечной энергии, являются максимально экологичными, так как не оставляют так называемый углеродный след.

солнечные батареи

Единственной проблемой использования электрокара является правильная и безопасная утилизация пришедшего в негодность аккумулятора для электромобиля. Батарея содержит опасные для окружающей среды соединения. Цикл ее утилизирования – достаточно сложный, трудоемкий и затратный процесс. Остается надеяться, что и в этой сфере человечество сумеет быстро преуспеть и не подвергать природу лишним загрязнениям.

Метки: , , , ,

В рубриках: Технологии, 20:23, 22 Авг 2019 в 20:23.

Ваш отзыв

Отзывов нет

Вы можете оставить свой комментарий!


Ваш отзыв