Очевидное невероятное

Всё интересное, необычное и невероятное

Знаменитые ремесла России: от лаптей до изысканных кружев

плетение из лыка

Творчество – особая форма самовыражения не только отдельной личности, но и целого народа. Самобытные промыслы, распространенные среди крестьян 18 века, служили и источником заработка, необходимого в столь суровых условиях жизни. Постепенное развитие ремесла в России подарило нам множество удивительных предметов быта, которые полностью отображают дух времени. Чем же занимались простые люди минувших поколений?

Особенности развития ремесленного дела в России

Неподражаемые ремесла России 18 века были плодом практики нескольких десятков поколений. Навыки и определенные приемы постепенно превращались в традицию, благодаря чему каждый вид художественного промысла со временем стал обладать своеобразным «почерком».

Главной особенностью развития того или иного народного искусства было то, им зачастую занималось все население деревни, которая могла насчитывать всего 5-10 дворов. Так, одно поселение славилось своими сапожниками, в другом главным видом заработка было гончарство, в третьем – ткацкое мастерство и пр.

Ткачество в России
Ткацкий станок

Подобное рассредоточение позволяло отточить навык до предела, ведь тонкости и секреты ремесла передавались от поколения к поколению. Однако у этой схемы развития был и существенный минус: продавать изделия и обмениваться товарами было несколько неудобно, ведь для совершения сделки приходилось ехать в другой поселок или на ярмарку.

Жизнь в небольшом городке или относительно крупном поселке открывала для ремесленника больше возможностей. Талантливый умелец мог стать частью целой артели или кооператива. Продукция, изготовленная артельщиками, являлась более качественной, доступной по цене и пользовалась большим спросом из-за ключевых особенностей организации труда:

  • себестоимость изделий снижалась за счет оптовой закупки сырья;
  • разделение труда помогало ускорить производство и повысить его качество, ведь за каждый этап изготовления отвечал опытный профессионал;
  • артель могла дополнить свой производственный арсенал хорошими инструментами и инновационным на то время оборудованием, что существенно облегчало ручной труд.
Хохломская роспись на деревянной посуде
Хохломская роспись на деревянной посуде

Постепенно артельные кооперативы переросли в промышленное производство. Однако изделия от одаренных мастеров, занимающихся традиционными ремеслами в России, все равно пользовались популярностью благодаря индивидуальному исполнению, которое делало вещь по-настоящему неповторимой.

Плетение лаптей – уникальный промысел русских крестьян

Лапти – традиционная и фактически незаменимая обувь крестьянина 18 века. Благодаря своей низкой стоимости она дополняла образ каждого простого труженика. Лишь на первый взгляд такая обувь казалась примитивной. Однако ее качества зависели не только от материала, но и от работы мастера, принципы которой отличались в каждом отдельном регионе России.

Заготовка материала, лыка, осуществлялась лыкодерами и являлась далеко не экологичным мероприятием. Мастера беспощадно обрабатывали стволы, после чего дерево не выживало. Выражение «ободрать как липку» зародилось как раз в эти времена и полностью отображает суть сбора сырья для плетельщиков лаптей.

Лыковые лапти

Самыми качественными считались лапти именно из липы. Количество лыковых полос влияло и на внешний вид изделия, и на его прочность, и даже на название: лапоть мог носить имя пятерик, шестерик или семерик. Последний тип был в ходу зимой. Для увеличения носкости и прочности в обувь вплетались пеньковые веревки, а наличие подковырки, кожаной подметки, делало подошву изделия более износостойкой.

Существовали и праздничные лапти. Лыковую писаную обувь надевали на торжества. Кроме тонкого материала она выделялась черными шерстяными оборами.

Таланты русских девушек: плетение кружев

Кружева, бережно сплетенные русскими мастерицами, славились красотой, качеством и невероятным разнообразием. Кружевное искусство, в основном, процветало при монастырях и поместьях, где ремеслом занимались крепостные женщины. В каждом регионе преобладали свои узоры и техники. Однако после отмены крепостного права художественное плетение постепенно начало угасать.

Вологодское кружево фото
Вологодское кружево

Новым витком в развитии кружевоплетения стало открытие в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц, основанной под императорской протекцией. Александр III и императрица Мария Федоровна бережно относились к культуре и много внимания уделяли развитию художественных ремесел России, ведь благодаря промыслам можно было увеличить занятость крестьян. Прилежные кружевницы школы учились три года, после чего возвращались в глубинку и делились навыками с односельчанками.

Особую славу получило уникальное мценское кружево, история которого начинается в 18 веке. Помещица Протасова организовала собственную кружевную мануфактуру. Для обучения работниц в Мценск были приглашены мастерицы из Бельгии. Однако талантливые ученицы перенимали их опыт так воодушевленно, что постепенно создали новые виды оригинальных переплетений. Неудивительно, что подобные изделия стали экспортным товаром. О русском кружеве заговорили во всем мире: отправка невесомых полотен с причудливыми узорами осуществлялась в Англию, Турцию и, конечно же, пользовалась огромным спросом при дворе.

Постепенно под руководством княгини Тенишевой в Мценске и окрестных поселениях открылись больницы для простых людей и школы для кружевниц. В последних девочек не только учили филигранному мастерству кружевоплетения, но и грамоте. Самые талантливые ученицы жили в школьном интернате, полностью обеспечиваясь всем необходимым.

Мценское кружево
Мценское кружево

Подобный подход власти не просто способствовал увеличению производства. Обучение крестьянок помогало решать острые социальные проблемы, а протекция одаренных девушек вывела качество изделий на особый уровень. Мастерство русских тружениц было отмечено серьезными наградами: серебряной медалью на парижской выставке и почетным дипломом в Глазго.

Ремесла в России поражают своим разнообразием и кропотливостью выполнения работы. Ложкари, ткачи, гончары, валяльщицы, сапожники, вышивальщицы и другие мастера также внесли свой вклад в развитие народного художества. Однако два вида творчества, плетение кружев и лаптей, долгое время оставались истинной «визитной карточкой» целой страны.

Метки: , , , , ,

В рубриках: Страны и народы, 04:37, 18 Ноя 2019 в 04:37.

Ваш отзыв

Отзывов нет

Вы можете оставить свой комментарий!


Ваш отзыв