Черные дыры: кратко о самых загадочных объектах во Вселенной

черная дыра фото

Космос – бесконечная бездна тайн. Загадочные черные дыры во Вселенной – одна из самых волнующих тем, не дающая покоя многим поколениям астрофизиков. О сущности эфемерного объекта заговорили еще в конце XVIII века. После тысячи расчетов, теорий и наблюдений долгожданное первое изображение черной дыры стало одним из самых значимых последних событий в сфере изучения космоса. Так что же представляет собой черная дыра? Чем еще способны поразить бескрайние горизонты внеземного пространства?

История черных дыр: суть загадочных объектов

По своей сущности черная дыра представляет собой сверхмассивное тело с невероятно огромным гравитационным притяжением. Гравитация так велика, что воздействует даже на объекты, движущиеся со скоростью света. Массивный коллапсар притягивает и поглощает материю, космическую пыль, постепенно увеличивая свою массу. Фотоны света также не могут «оторваться» от условной поверхности дыры, которая называется горизонтом событий или точкой невозврата.

При всей массивности размеры дыр достаточно малы. Все эти факторы существенно отягощают наблюдение за объектами: зрительно просто невозможно зафиксировать фактически невидимый объект, не отражающий свет. Отслеживать черную дыру можно лишь благодаря другой материи, которая находится в поле ее воздействия. Еще одним «маячком» служат гравитационные волны.

сверхмассивная черная дыра фото

Существует несколько теорий по поводу возникновения этих объектов. Одна из наиболее приемлемых и реалистичных говорит о том, что черная дыра – последний этап в жизненном цикле звезды. После того, как тяжелая звезда взрывается, ее массивный центр сжимается до минимально возможного радиуса, превращаясь в тот самый коллапсар. При этом горизонт событий, поверхность объекта, не имеет физической поверхности. Это просто условное расстояние от центра, в пределах которого начинает действовать мощнейшая гравитация, преодолеть которую невозможно.

Еще одна реалистичная теория возникновения черных дыр базируется на коллапсе протогалактического газа или центральной части галактики. Гипотетически ученые допускают и существование первичных черных дыр, возникших сразу после Большого Взрыва.

Черная дыра в космосе: что происходит внутри объекта?

Понятие черных дыр тесно связано с теорией относительности Эйнштейна. Преодолев порог горизонта событий, привычная для человека физика перестает работать, так как кривизна пространства внутри бесконечна.

изображение черной дыры

Есть ли у черной дыры дно? Нет. Согласно теории относительности, внутри объекта находится сингулярность, т. е. центр дыры стремится к бесконечности, а кривизна пространства безгранична. Приливные силы дыры в горизонте событий растягивают материю, одновременно сплющивая ее. В физике этот процесс называется спагеттификацией. Она происходит до тех пор, пока предмет попросту не исчезает совсем.

Первое фото черной дыры: важнейшее достижение в астрофизике

10 апреля 2019 года европейским ученым наконец удалось сделать фото черной дыры, а точнее – тени ее горизонта событий. Объект расположен в созвездии Девы, в центре галактики М 87. Проект Event Horizon Telescope, благодаря которому стало возможным такое значимое открытие, был запущен еще в 2012 году. Для его реализации была задействована целая сеть из 8-ми радиотелескопов. Они расположены в разных уголках планеты и синхронизированы между собой.

первое фото черной дыры
Первое фото черной дыры

Масса черной дыры, зафиксированной на снимке, превышает массу Солнца в 6,5 млрд. раз. Это тело больше, чем вся наша Солнечная система. На фото видна кольцевая структура из вещества, которое затягивает коллапсар. Этот газ разогрет и поэтому светится. Но цвета на изображении условны, так как радиотелескопы создали фото в монохромном виде. Пятно в центре объекта является порогом, у края которого фотоны еще могут освободиться от гравитации объекта. За ним же открывается горизонт событий.

Значение этой фотографии трудно оценить. В первую очередь, культовый снимок стал очередным косвенным подтверждением существования черных дыр во Вселенной в частности и верности теории относительности в целом.

Черный космос – бездонное пространство, разбираться в законах которого предстоит еще не одному поколению. Большие черные дыры оставляют много загадок и широкое поле для новых открытий. И каждое из них шаг за шагом будет приближать человечество к осознанию механизмов, которые происходили миллиарды лет назад и вновь повторятся в далеком будущем.