Очевидное невероятное

Всё интересное, необычное и невероятное

Колизей в Риме: история самой узнаваемой достопримечательности Италии

Колизей фото

Древнеримский поэт Ювенал, ловко применявший сатиру, очень тонко подметил, что для ощущения полноты жизни его соотечественникам нужны лишь хлеб и зрелища. Величественный Колизей, арена которого повидала немало сражений, стал тем самым очагом кровавых представлений, приводивших в восторг разношерстную толпу. Грандиозное и сложное архитектурное произведение частично уцелело и до наших дней, по праву попав в список новых 7 чудес света.

Древний Колизей: строительство монументального амфитеатра

Колизей в Риме – самый узнаваемый символ Италии. Начало его возведения датируется I в. н. э. Император Нерон стал настоящей опухолью на теле Римской империи. Алчный, жестокий и самовлюбленный правитель деспотично управлял страной. Ряд политических событий, измена личных телохранителей подтолкнули тирана к самоубийству. После его смерти государство охватила гражданская война, которая окончилась в 69 г. победой будущего императора Веспасиана.

Колизей в Риме: фото
Древний Колизей

Новому властителю нужно было скорее восстановить экономику и стереть память о Нероне, который оставил по себя роскошный дворец, Золотой дом. Поэтому пруд, расположенный возле владений покойного императора, было решено засыпать и возвести на его месте грандиозную арену. Так Веспасиан планировал укрепить свой авторитет, дав римлянам те самые пресловутые зрелища.

Золотой дом Нерона: реконструкция
Золотой дом Нерона: реконструкция

Строительство Колизея началось в 69 г. н. э. после победы Веспасиана над Иудеей. Император задействовал 100 тыс. рабов, пригнанных с разоренных земель. Невольников использовали для добычи и доставки травертина, из которого и был построен Амфитеатр Флавиев, для подъема тяжелейших камней в процессе создания стадиона.

Римский Колизей: фото
Римский Колизей: фото

В результате тяжелого труда рабов, талантливых инженеров, строителей и художников было создано сооружение, вмещавшее 50-80 тыс. чел. Веспасиан не дожил до окончания строительства, работы завершились в 80 г. при его сыне, императоре Тите.

Колизей: архитектура арены

Амфитеатр имеет форму эллипса, общая площадь которого занимает около 24 тыс. м. Длина самой арены составляет почти 86 м, а ширина – почти 54. 13-метровый фундамент удерживает стены высотой около 50 м.

Особую красоту зданию придают так называемые вомитории – проходы под трибунами. Благодаря этой системе ходов зрители могли добраться до своих мест не по основным ходам, избегая столпотворения. Под ареной находится сеть подземных тоннелей и камер. В них пребывали гладиаторы, содержались животные, используемые для кровавых боен. Под землей были найдены и колодцы, в которые сбрасывались тела погибших во время представлений.

Древний Колизей: реконструкция
Древний Колизей: реконструкция

Сами посадочные места были разделены на ярусы. На первом, парапете, восседали знать и императорская семья. Второй ярус из 16 рядов занимали римские жители. Третий огражденный стеной блок был предназначен для самого низшего сословия столицы. Тит, завершивший проект отца, дополнительно соорудил сваи на стенах. Во время боев на них находились матросы. Они натягивали над ареной тент, защищавший зрителей от дождя или чрезмерной жары.

После Тита благоустройством Колизея занимался его сын, Домициан. Он закончил верхний ярус и создал подземную систему ходов под ареной. Само поле битвы представляло собой крепкий деревянный помост, усыпанный песком.

Подземная часть Колизея
Подземная часть Колизея

Жестокость во имя зрелищ: жертвы кровавых игр

Изначально гладиаторские бои в Древнем Риме проходили лишь во время погребальных церемоний. Люди верили, что подобные жертвы помогают усопшим обрести покой. Но постепенно кровавые утехи стали главным развлечением знати и простых людей, а арена Колизея – сердцем жестоких представлений.

Кроме игрищ в Колизее проводились и казни. Популярностью пользовались не только классические бои людей или животных, но и имитация водных сражений — навмахии.

Казнь христиан в Колизее
Казнь христиан в Колизее

Мероприятия, посвященные открытию Колизея, продолжались 100 дней. Только за это время в амфитеатре выступили около 5 тыс. гладиаторов и 6 тыс. диких животных, из которых в ходе боев пали 2 и 5 тыс. соответственно.

Традиционно представления в Колизее начинались рано утром с выступления клоунов и калек. Они разыгрывали шуточные бои, раззадоривая публику. После происходила травля животных и наступало время казней. Иногда преступникам давался призрачный шанс на спасение: приговоренному к смерти злодею выдавали оружие, человек пытался победить гладиатора. Но чаще смертника просто отдавали на растерзание зверям, со временем превращая подобные казни в театральные представления с декорациями.

Жизнь гладиаторов Колизея

Зачастую гладиаторами становились рабы, преступники и пленники, пригнанные в столицу после успешных завоеваний. Свободные мужчины, не отягощенные рабством, также обращались винтиками в машине смерти, отправляясь в бой ради славы и денег.

Гладиаторские школы-казармы, в которых жили и обучались бойцы, изначально принадлежали зажиточным горожанам. Однако позже их передали в императорское подчинение, чтобы предотвратить создание частных, неподконтрольных власти армий.

Гладиатор

Бои впечатляли своей кровавостью. Гладиаторы выступали как один на один, так и противоборствующими группами. Особой популярностью пользовались самые смертоносные поединки, в которых каждый участник дрался сам за себя. Битва оканчивалась лишь тогда, когда на арене оставался последний выживший.

Бойни прекратились лишь при императоре Гонории, который запретил сражения на арене в 405 году.

Колизей: фото
Колизей: фото

Сегодня Колизей, некогда пострадавший от сильного землетрясения, остается местом паломничества туристов. Красивый и величественный амфитеатр, в котором только за время правления императора Траяна погибло более 40 тыс. чел., теперь является главной достопримечательностью Рима. И там, где некогда рекою проливалась кровь, сегодня проводят экскурсии. Можно по-разному относиться к политике великой империи, но умалять шедевральность древнего архитектурного сооружения просто невозможно.

Метки: , , , ,

В рубриках: Архитектура и Страны и народы, 11:01, 25 мая 2019 в 11:01.

Ваш отзыв

Отзывов нет

Вы можете оставить свой комментарий!


Ваш отзыв