Сумчатые австралийские животные: загадочный коала

sumchatye-avstrlijskie-jivotnye-zagadochnyj-koalaСимпатичный мишка, мирно лазящий по деревьям – травоядный коала, последнее время вызывает интерес не только у туристов, прибывших за свежими впечатлениями в Австралию. Сокращение популяции этого сумчатого австралийского животного и его подверженность различным заболеваниям побудила биологов многих стран к ряду научных экспериментов с целью изучения ДНК, образа жизни и пищевых предпочтений коалы. Применяя современные методы, ученые открыли много неизвестных доныне фактов об этом необычном виде млекопитающих.

Доисторические коалы – ключ к разгадке

По останкам ископаемых видов коал (Litokoala kutjamarpensis, Nimiokoala greystanesi) времен миоцена (порядка 25 млн. лет назад) ученые выяснили, что современные коалы (Phascolarctos cinereus) унаследовали от своих прародителей малоподвижный образ жизни и необычное строение голосовых связок. Однако различная конфигурация лицевых костей черепа доисторических и нынешних коал свидетельствуют о том, что в древние века эти сумчатые не придерживались эвкалиптовой диеты. По-видимому, изменения в многообразии тропических лесов Австралии, вызванные дрейфом материка на север много миллионов лет назад, которые привели к доминированию эвкалиптовых лесов на всей его территории, заставили коал адаптироваться – переключиться на поедание листьев гигантского дерева, токсичных и малопригодных для рациона других млекопитающих. Вынужденные пережевывать и переваривать фенолосодержащую зелень эвкалипта, жевательные и пищеварительные системы этого австралийского животного изменились до неузнаваемости по сравнению с аналогичными органами своих предков.

drevnij-koala

Интересно знать! Используя детектор рентгеновских лучей CSIRO Maia, входящий в состав австралийского синхротрона, научная группа из Мельбурна выявила наночастицы золота диаметром в 5 раз меньшим человеческого волоса в структуре листьев эвкалипта на территории Калгари – промышленной зоны Западной Австралии, где ведется добыча золота. Корневая система этого колосса из лесов Австралии достигает порой 30 метров и способна проникнуть в слои земной коры возрастом порядка 60 млн. лет. Данное открытие ученых позволит перейти к более экономичной и щадящей для грунта разведке залежей полезных ископаемых – золота, меди, цинка.

zoloto-v-lst'yah-evkalipta

Такой многофункциональный эвкалипт

Ствол дерева приблизительно на 5°C прохладней, чем температура воздуха, поэтому в сезон австралийской засухи коала крепко прижимается к коре эвкалипта, чтобы справиться с экстремальной жарой. Ученые из университета Джеймса Кука, Мельбурн наблюдали за поведением 30 коал на Французском острове в штате Виктория (French Island, Victoria), расположенном на крайнем юго-востоке Австралии. В ходе исследования ученые выяснили, что в жаркую погоду коалы могут забраться не только на эвкалипты, но и на акации, обладающие самой прохладной древесиной, хотя они и не питаются листвой этого дерева.

koala-medved

Странный голос коалы

Удивительной особенностью самцов коал является очень низкий тембр голоса, который они используют только в брачный период – подобный вокал не характерен для животных небольших габаритов, скорее, его обладателем мог бы быть слон. Известно, что размер гортани и голосовых связок влияет на минимальную частоту звуков, которую может извлекать из себя животное – чем оно меньше, тем более высокочастотным голосом обладает. Коала же способен генерировать непрерывную серию звуков, слышимых на расстоянии около 800 метров и на вдохе похожих на храп, а при выдохе — на рев осла. Совсем недавно ученые обнаружили, что коалы обладают дополнительной парой голосовых связок, расположенной перед гортанью – на стыке ротовой и носовой полости. До этого единственными млекопитающими, известными ученым необычным строением голосовых связок, были зубатые киты, которые издают эхолокационные щелчки органом на подобии губ, не зависящим от гортани.

koala-samka-s-detenyshem