Почему хамелеон меняет цвет?

pochemu-hameleon-menyaet-cvetЧтобы защитить себя многие животные меняют цвет, подстраиваясь под окружающую среду. Раньше бытовало мнение, что хамелеон варьирует свою колористику именно по этой причине. Но необычная рептилия оказалась не так проста, как считалось ранее. Хамелеон меняет окраску не для того, чтобы отпугнуть хищников или слиться с окружением, как выяснили недавно ученые. Зачем хамелеон меняет цвет? Так он взаимодействует с другими особями своего вида, передавая информацию, – определила научная группа из университета Аризоны.

Как меняет цвет хамелеон?

Окраска хамелеонов-самцов становится намного интенсивней, когда они соперничают друг с другом за территорию или внимание самки, проявляя агрессию. Удивительно то, что самцы, демонстрирующие более яркий окрас и быстро меняющие оттеночную гамму на голове, обычно выигрывают поединок. Во время противоборства  у хамелеонов проявляются насыщенные желтые, апельсиновые, зеленые и бирюзовые тона. При помощи броских цветовых сигналов и резкого изменения внешнего вида хамелеон акцентирует свое превосходство, а «радужный» бой редко заканчивается физическим контактом. Если же спарринг все-таки происходит, то длится он 5-15 секунд, не более.

pochemu-hameleon-menyaet-cvet

kak-menyaet-cvet-hameleon

Интересно знать! Всего существует порядка 160 видов хамелеонов. 75 видов хамелеонов-эндемиков, из которых три разновидности близки к вымиранию, проживает на Мадагаскаре. Последний найденный вид – хамелеон Belalanda, по мнению ученых, одна из самых редких рептилий в мире.

Взяв в качестве «подопытного кролика» йеменского хамелеона вида Chameleon caluptratus (ареал распространения – Аравийский полуостров: территория Саудовской Аравии и Йемена), известного своей агрессивной манерой поведения, ученые закрепили на его теле 28 датчиков и отследили размеры, яркость и скорость смены цветовых пятен. В процессе эксперимента научная группа выявила, что находясь в спокойном состоянии, хамелеон меняет цвет от коричневого до зеленого с желтыми оттенками, но сохраняет при этом собственный уникальный окрас, отличный от других своих сородичей.

Как хамелеон меняет цвет видео:

Panther-hameleon-Furcifer-pardalis

hameleon-osobennosti-vneshnego-vida

breeder-hameleon-osobennosti-vneshnego-vida

Интересно знать! Самый маленький хамелеон в мире относится к лиственным хамелеонам – эндемикам Мадагаскара рода Брукезия Brookesia minima – размер взрослой особи составляет около 1,5 см. Этот миниатюрный хамелеон не умеет менять свой цвет – он всегда сохраняет коричневый оттенок с легкой зеленцой. Ученые высказали гипотезу, что маленькие габариты хамелеона – это своеобразный способ адаптации к окружающей среде с целью продления жизненного цикла. Самый большой хамелеон в мире — Furcifer oustaleti с размером туловища до 70 см, вместе с хвостом — около 1.5 м. Самый необычный из хамелеонов — Rwenzori Chameleon трехрогая рептилия из Уганды.

samyj-malenkij-hameleon-v-mire-madagaskar

breeder-hameleon-osobennosti-vneshnego-vida

Изменение цвета хамелеона: принцип

Швейцарские ученые произвели более детальное исследование механизма изменения цвета хамелеоном. Они выявили существование в поверхностных слоях кожи рептилии настраиваемой решетки нано-кристаллов – иридофоров, которой хамелеон управляет посредством импульсов центральной нервной системы. Находкой ученых стало открытие более глубокого слоя дермы, состоящего из крупных, менее организованных иридофоров, отражающих инфракрасное излучение. Именно наложение этих двух слоев позволяет хамелеону менять цвет с маскировочного на агрессивный за 1-2 минуты. Кроме того, высокая способность тканей животного к отражению инфракрасных волн помогает ему осуществлять пассивную тепловую защиту организма.

foto-hameleona-s-yazykom

emenskiy-hameleon-menyaet-cvet

jacksons-chameleon-osobennosti-vneshnego-vida

Интересно знать! Длина языка и хвоста хамелеона почти в 2 раза превышает продольный размер туловища. Клейкий язык рептилии организован как ловчий орган, утолщающийся к концу – хамелеон выбрасывает его за доли секунды. Хвост наравне с лапами участвует в передвижении животного – его хамелеон обкручивает вокруг веток. Глаза рептилии двигаются несогласованно, осуществляя обзор на 360 градусов. Распространен хамелеон в тропических лесах Индии, Шри-Ланки и Мадагаскара, пустынной части Африки, завезен в Америку.

zachem-hameleon-menyaet-cvet

pochemu-hameleon-menyaet-cvet

panther-chameleon-kak-menyaet-cvet

Как хамелеон меняет окрас: новое исследование

Помимо коричневых, красных и желтых пигментов, хамелеоны аналогично другим рептилиям обладают так называемыми структурированными оттенками: цветами, которые формируются без участия естественной пигментации кожи, а благодаря физическому явлению оптической интерференции. Клетки-иридофоры состоят из микроскопических кристаллов (нано-кристаллов), чередующихся со слоями цитоплазмы, поэтому световые волны определенной длины избирательно отражаются поверхностью кожи хамелеона, что приводит к формированию яркого пятнистого окраса и изменению цвета животного.

vidy-hameleonov

samyj-malenkij-hameleon-v-mire-senegal

novyj-vid-hameleona-Belalanda-madagaskar

jacksons-chameleon-kak-menyaet-cvet

hameleon-osobennosti-vneshnego-vida-hvost

cvet-glaz-hameleona

Когда хамелеон находится в уравновешенном состоянии, он контролирует структурную решетку своей кожи, которая при этом отражает волны синего спектра. Когда пресмыкающееся переходит в возбужденное состояние, его контроль над иридофорами снижается, за счет чего кожа начинает отражать световые волны красного и желтого спектра. Следующий шаг ученых в исследовании природы хамелеона – изучение молекулярных и внутриклеточных механизмов, позволяющих животному контролировать геометрию нано-структуры своей кожи и менять окрас.

baby-chameleons-afrika

chameleo-dilepis-botswana

Самые высокие деревья в мире: мифы и реалии
Коллоидное серебро: польза или вред?
Новая теория возникновения жизни на Земле