Обратная сторона Луны: тайны 55-летней давности раскрыты

obratnaya-storona-lunyКонфигурация лунной поверхности, напоминающая улыбающееся лицо, в кругах астрофизиков уже давно получила название «человек на луне». Глаза, рот и нос эфемерного образа – притемненные области на фото Луны – это углубления в породах базальта, так называемые моря, образовались под воздействием метеоритных дождей. Примечательно то, что особенности ландшафта, присущие полушарию Луны, которое мы постоянно наблюдаем с Земли, не визуализируются на обратной, темной ее стороне.

Первый раз человечество увидело, что же там, на темной стороне Луны, которую никто до этого не лицезрел, в 1959 году, когда советская станция «Луна 3» сделала съемки скрытой от наших глаз половинки бессменного спутника Земли. С тех самых пор ученые-астрономы всех стран озадачились – доселе неизведанная территория Луны кардинально отличалась от той ее части, которая повернута к нашей планете – на обратной стороне спутника, испещренной горными массивами и долинами, отсутствовали углубления в виде базальтовых морей и океанов, типичные для территории, ближней к нам.

Интересно знать! Долгие годы доисторические ученые считали, что на Луне существует жизнь, а притемненные области ее поверхности – природные водные бассейны. И даже тогда, когда астрономы убедились в отсутствии воды на Луне в жидкой фазе, тенденция называть кратеры лунной поверхности морями и океанами сохранилась.

Формирование лунного ландшафта – как это было?

И вот, по прошествии 55 лет, американская исследовательская группа нашла разгадку тайны Луны – оказывается, рельеф лунной поверхности на ее темной стороне обусловлен толщиной коры, которая намного тоньше, чем на части планеты, повернутой к нам. Не последнюю роль также сыграли обстоятельства формирования Луны – согласно всеобщему научному консенсусу, она образовалась 4.5 биллионов лет тому назад вскоре после возникновения Земли в результате столкновения нашей планеты с космическим объектом размером, аналогичным Марсу и фигурирующим под символическим именем Тейя. После данной коллизии частицы прото-Земли и неизвестного гигантского тела были выброшены в космос, а вследствие сил притяжения между ними сформировалась Луна.

voda-na-lune

Сразу после гигантского столкновения и Земля, и Луна были раскалены до предела, но за счет большей массы наша планета сохраняла температуру, которая составляла около 2500 градусов по Цельсию намного дольше, чем ее спутник. Рельеф обоих планет на тот момент напоминал скалистые очертания ландшафта недавно обнаруженных экзопланет, располагающихся на незначительной дистанции от своих звезд. Находясь на расстоянии порядка 10-20 раз ближе к Земле, чем сейчас, и благодаря приливным силам Луна зафиксировалась около нашей планеты и стала вращаться вокруг своей оси с периодом, равным орбитальному временному интервалу, с которым она огибала Землю. Данный факт повлиял на то, что Луна была всегда повернута к Земле одним и тем же своим полушарием, которое оставалось раскаленным намного дольше, чем другое.

chelovek-na-lune

Итак, половинки Луны пошли разными стезями эволюции — ближняя к Земле часть содержала под поверхностью расплавленную базальтовую лаву, которая вырывалась на гора и наполняла кратеры, образованные после падений метеоритов – так вырисовались черты «человека на Луне». Обратная сторона Луны к тому времени уже остыла, кора ее была тонка, а под ней не было кипящей магматической субстанции, поэтому столкновения с малыми небесными телами – метеоритами и кометами, приводили лишь к формированию гористого ландшафта без ярко выраженных базальтовых озер.

Вода на Луне есть – предположения древних астрономов подтвердились

Считая, что на Луне есть вода, доисторические ученые не ошиблись, однако состояние, в котором она пребывает, намного отличается от земного. Заключенная в лунных породах или находящаяся в виде льда, вода найдена в глубоких кратерах Луны, причем была ли она занесена с частицами земного грунта на стадии образования спутника Земли или попала с космической пылью – пока что ученым непонятно. Впервые воду обнаружили в образцах лунной почвы в 2008 году, что также выглядит немного таинственно, ведь в фрагментах земли, доставленных с Луны экспедицией Аполлон, никаких признаков водорода ученые не идентифицировали.

obratnaya-storona-luny

Полная Луна – мистика или обыденность?

Многие люди сетуют на то, что их сон в полнолуние нарушен – и это не праздная выдумка, как убедились врачи-психиатры из Базеля. Наблюдая за 33 волонтерами, ученые выяснили, что в период полной Луны человеческий мозг на 30% хуже погружен в глубокий сон, период засыпания увеличивается на 5 минут, а продолжительность пребывания во сне сокращается на 20 минут. Подобные изменения были вызваны выработкой меньшего количества гормона мелатонина, который ответственен за чередование циклов сна и бодрствования у человека. Предполагается, что такая подверженность Лунным циклам – реликт, доставшийся человечеству из доисторического прошлого, когда Луна синхронизировала поведение людей и животных, сглаженное в наше время наличием искусственного освещения.

foto-luny-s-galileo