Новые научные сведения о Солнце: миссия НАСА ИРИС

Novye-nauchnye-svedeniya-o-Solnce-missiya-NASA-IRISЯркая звезда на небосводе Земли – долго ли она будет светить нам, какие сюрпризы еще может преподнести помимо глобального потепления, вспышек и магнитных бурь, приносимых солнечным ветром? Что будет с нашей планетой через тысячи лет и в обозримом будущем? Этими вопросами неустанно задаются научные умы, пытаясь почерпнуть новые сведения о бесконечном пространстве вокруг нас и, особенно, о Солнце – источнике жизни на Земле. В космос запущены обсерватории НАСА: Хаббл, Кеплер, Кассини – каждая выполняет свою задачу по исследованию Солнечной системы и далеких галактик. На Солнце направлен мощный телескоп SDO NASA — к нему с недавних пор присоединился спектрограф ИРИС, выведенный на околоземную орбиту в 2013 году. IRIS наблюдает за активностью Солнца и фиксирует изменения в его атмосфере. Благодаря уникальным возможностям обсерватории ученые получили новые сведения о Солнце, разрушающие некоторые из их прежних теоретических выкладок и гипотез.

Пять интересных фактов о Солнце, полученных на базе исследований обсерватории ИРИС

Узкая транзитная область – конвективная зона, расположенная в нижних слоях атмосферы — между поверхностью Солнца и его фотосферой, оказалась намного сложнее по своей структуре и турбулентности, чем предполагали ранее ученые:

• Орбитальная обсерватория ИРИС идентифицировала термальные карманы в самых нижних слоях атмосферы Солнца с температурой 111 тыс. градусов – это своеобразные тепловые бомбы, испускающие огромные сгустки энергии за крайне короткие интервалы времени. Неожиданная новость вызвала не абы какое удивление в научных кругах — она может внести ясность в понимание механизма нагрева всей солнечной оболочки.
  • IRIS обнаружила еще один новый и интересный факт о Солнце: в переходной (конвективной) зоне, очень низко над поверхностью небесного светила, образуются многочисленные мелкие петли солнечной материи – эти сведения дают ученым посыл для объяснения принципа генерации солярной энергии.
  • Обсерваторией НАСА также было открыто, что солнечный ветер первоначально образуется в виде высокоскоростных потоков плазмы, фонтанирующих из коронарных воронок или, так называемых темных пятен, – областей ореола с меньшей плотностью звездного вещества.
  • В регионах солнечной активности на оболочке Солнца ИРИС зафиксировала мини-торнадо, движущиеся со скоростью 19.3 км в секунду и проникающие в хромосферу – возможно, они транспортируют  энергию с поверхности звезды, нагревая ее коронарную зону.
  • При помощи фотосъемки телескоп запечатлел массовое рождение нановспышек в короне небесного светила, трансформирующихся затем в гигантский всплеск под воздействием магнитных силовых линий – это один из самых интересных фактов о Солнце, полученный ИРИС по мнению физиков. Мини-вспышки продуцируют интенсивно заряженные частицы и представляют собой уменьшенную копию вспышки Солнца Х-класса – ее формирование начинается с появления намагниченного сгустка на «теле» звезды, перерастающего со временем в огромные петли протуберанцев.

X-klass-vspyshka-na-solnce

Научные сведения о Солнце: жизненный цикл

Нынешний возраст нашей звезды оценивается учеными цифрой, приближающейся к 5 млрд. лет – это приблизительно середина ее жизненного цикла.  Небесное светило относится к классу звезд G2V типа желтый карлик, образовавшейся в результате сжатия облака молекулярного водорода под воздействием гравитации. На нынешнем витке развития, на Солнце постоянно происходят термоядерные реакции, вследствие чего оно теряет свои запасы водорода и становится все горячей. Через 1 млрд. лет звезда будет на 11% ярче, чем в данный момент, жизнь на Земле практически угаснет, оставшись лишь в океанах и на полюсах — и то, в не совсем привычном для нас понимании этого слова – таков научный факт, который с грустью констатирует научное сообщество.

evoluciya-solnca

По мере того, как водород будет улетучиваться, ядро сжиматься, а внешняя оболочка – расширяться, интенсивность свечения Солнца через 3.5 млрд. лет возрастет на 40%, что приведет к уничтожению всех форм жизни на Земле: наша планета станет подобна Венере (температура на ее поверхности — почти плюс 500 по Цельсию). Еще через 7 млрд. лет светило превратится в звезду-субгигант, его диаметр увеличится и будет неуклонно расти за счет укрупнения внешних слоев, после чего небесное тело перейдет на следующую фазу своей эволюции – примкнет к рядам красных гигантов. По прогнозам ученых, на тот момент границы сферы Солнца достигнут Земли и поглотят ее, а солнечный ветер унесет атмосферу нашей планеты в космос.

geomagnitnyi-shtorm

По прошествии еще 20 млн. лет, наше светило трансформируется в туманность, сконцентрированную вокруг горячего и лучистого (в тысячи раз интенсивней нынешнего Солнца) белого карлика, который будет угасать еще многие миллиарды лет. Обычное развитие такого сценария «из жизни звезд» — это взрыв и рождение Сверхновой – но с Солнцем подобного не произойдет. Как ни удивительно нам осознавать сей факт, его масса ничтожно мала во вселенских масштабах (диаметр сферы составляет «всего» 109 диаметров Земли).

foto-solnca-IRIS

Миссия по исследованию Солнца ИРИС: интересные факты

Обсерватория IRIS заняла важное место в свите миссий НАТО по изучению активности Солнца – она поможет астрономам разгадать тайну взаимодействия поверхности светила и его короны, получить новую информацию о звездах подобной величины в целом. Двухлетняя программа пребывания ИРИС на орбите, синхронизированной с солнечной, позволит мировому сообществу наблюдать за звездой практически непрерывно: телескоп-спектрограф будет фиксировать, как материя звезды перемещается, набирает энергию и нагревается в конвективной области нижних слоев своей атмосферы. Не меньший интерес мирового сообщества вызывает миссия Кассини, исследующая Сатурн и дающая ученым оригинальную «пищу» для анализа.

IRIS-spektrograf-teleskop-NASA

zapusk-IRIS-na-okolozemnyu-orbity

Из прежних научных исследований известно, что транзитный (конвективный) участок между фотосферой и короной Солнца заряжает его динамичную атмосферу, раскаленную до миллионов градусов, генерирует солнечный ветер и большую часть ультрафиолетового излучения. Еще один широко муссируемый научный факт: выбросы коронарной массы — вспышки на Солнце, ощутимо воздействуют на околоземное пространство и на климат Земли, формируют космическую погоду.

X-klass-vspyshka-na-solnce-teleskop-iris-foto

Интересно знать! Телескоп-спектрограф ИРИС — Interface Region Imaging Spectrograph (IRIS) был запущен 27 июня 2013 года с авиабазы Вандеберг (Калифорния, США). Основное предназначение: исследование атмосферы Солнца совместно с Обсерваторией Динамики Солнца НАСА – SDO, выведенной на орбиту в феврале 2010 года с мыса Канаверал в США.

foto-solnca-observatopia-IRIS-SDO-NASA

Область оболочки Солнца, вызывающая заинтересованность ученых, пролегает между видимой, раскаленной добела поверхностью фотосферы (порядка 6 тыс. градусов по Цельсию) и гораздо более жаркой короной с температурой, исчисляемой в мульти миллионах градусов. Взаимодействие между бурно движущейся плазмой и магнитным полем светила в данной прослойке, по научным сведениям, является источником энергии, нагревающим ореол звезды во много тысяч раз больше, чем ее поверхность.

foto-solnca-IRIS

vspyshki-na-solnce-teleskop-iris-foto

Спектральный телескоп, входящий в оснастку IRIS и снимающий в ультрафиолетовом диапазоне, позволит НАСА получать фотокадры высокого разрешения как поверхности Солнца, так и его спектра: съемку активности звезды космическая обсерватория будет производить каждые 5-10 секунд, разделение спектра – каждые 2 секунды. Собранная информация послужит базой для последующего компьютерного моделирования конвекции тепла и энергии из нижних слоев атмосферы небесного светила к его короне, а также даст возможность проанализировать идентичное явление у «солнцеподобных» звезд – желтых карликов.

sloi-nijney-atmosfery-solnca

Спектрограф телескопа ИРИС в состоянии расслоить свечение звезды на волны различной длины, что даст возможность физикам получить новые научные сведения о его природе,  вычислить температуру, определить плотность вещества и скорость его передвижения. Учитывая, что спектральная линия соответствует не только определенному цвету, но и температуре, в функционал IRIS заложена возможность фиксации величин от 4 до 65 тыс. градусов Цельсия в штатном режиме и до 10 млн. градусов Цельсия во время вспышек на Солнце.

solnce-vybrosy-koronarnoj-massy

Настороженно взирая на звезду, то возникающую на рассвете, то  уходящую за небосклон, ученые пытаются понять, «что день насущный нам готовит» (с) — ищут высокотехнологичные методы, чтобы почерпнуть еще больше новых сведений о Солнце. Воспринимая научную информацию как просто интересные факты о нашем небесном светиле, мало кто из нас задумывается: а может астрофизики ошибаются? И конец света ближе, чем кажется? Наверное, именно по этой причине, идет интенсивный поиск экзопланет земного типа. На тот случай, чтоб нам было куда перебраться?

Космическая пыль – источник жизни во Вселенной