Небесные тела Солнечной системы: новые сведения о Сатурне

Сатурн - небесное тело Солнечной системы

Открытый на небосводе Галилео Галиеем в 17 в., Сатурн по сей день остается одним из самых загадочных небесных тел Солнечной системы. Наиболее интересные сведения о Сатурне на данный момент человечество получает благодаря миссии НАСА Кассини, с 2004 года исследующей планету и ее спутники. Последняя серия полетов космического телескопа вокруг Сатурна в августе 2015 года позволила собрать необычную научную информацию – одно из колец небесного тела обладает странной структурой.

Два раза в году – а на Сатурне год равен 29 земным годам, наступает солнцестояние. В этот период, длящийся около двух дней, лучи уходящей звезды, максимально освещают и нагревают кольца небесного тела, уникального для Солнечной системы. Когда же планета погружается во мрак, ее полосатая «юбка» остывает. В течение этого короткого отрезка времени ученым миссии Кассини-Гюйгенс представилась уникальная возможность подробно изучить природу и состав кольцевой структуры Сатурна. Маршрут орбитального телескопа-спектрографа Кассини был рассчитан так, чтобы в нужный момент пролетать на ближайшем расстоянии от планеты и собрать новые данные.

Космический телескоп Кассини исследует Сатурн

Космический телескоп-спектрограф Кассини исследует Сатурн

Интересно знать. Кольца Сатурна состоят из триллионов ледяных частиц, покрытых тонким слоем риголита. Диаметр ледяных образований колеблется от микроскопических до крупных: порядка десятков метров. Снаружи они покрыты массой окаменевших «колючек» и выглядят как снежинки под микроскопом. Ледяные частицы постоянно вращаются вокруг экватора Сатурна, образуя кольцевую структуру шириной около 100 тыс. км.

Кольцевая структура Сатурна

Условное деление кольцевой структуры Сатурна на зоны

Инфракрасный спектрометр Кассини – аппарат, который может измерять степень нагрева небесных тел Солнечной системы, анализируя длину волн цветового спектра. Измерив температуру ледяных обломков в различных зонах пояса Сатурна, научная группа смогла систематизировать информацию и пришла к интересному заключению.

Газовая планета-гигант Сатурн

Миссия Кассини собрала новую информацию о небесных телах Солнечной системы, включая особенности строения колец Сатурна

Планета Сатурн: интересные факты и гипотезы

По мнению научных умов, нестандартная для других небесных тел Солнечной системы кольцевая система Сатурна могла быть сформирована после столкновения планеты с каким-то космическим объектом. За счет сильной гравитации Сатурна частицы разрушенного небесного тела не рассеялись в космосе, а сгруппировались около планеты.

Полярные сияния на Сатурне

Интересный факт- на Сатурне бывают полярные сияния, аналогичные земным

По другой гипотезе, силы притяжения Сатурна недостаточно, чтобы включить свободные частицы в свою плотную структуру, но вполне хватает для их удержания в виде пояса. Наиболее достоверным считается предположение, что при рождении Солнечной системы  (около 5 млрд. лет) Сатурн окружало множество спутников – небесных тел, которые постепенно притягивались и разрушались планетарной гравитацией. Облака изо льда, оставшиеся после коллапса спутников, трансформировались в кольцевой пояс.

Шестиугольное облако на фоне полярного сияния Сатурна

Еще одна интересная находка ученых — шестиугольное облако, постоянно зависающее над полюсом Сатурна. Особенно эффектно это смотрится на фоне северного сияния

Миссия Кассини: новая информация о Сатурне

Построив компьютерную модель Сатурна в соответствии с информацией, собранной миссией Кассини, ученые обнаружили странную аномалию в поведении кольцевой системы небесного тела под воздействием солнечных лучей. Факт оказался крайне интересным: одна из областей зоны А в кольцах планеты не остыла наравне с другими частицами, а продолжала оставаться в нагретом состоянии. Изучив природу необычного явления, исследователи пришли к выводу, что странная зона состоит из осколков бывшего спутника Сатурна, разрушенного под воздействием его гравитации.Пропорции Земли по отношению к Сатурну

Вот насколько мала наша Земля по отношению к газовому гиганту — Сатурну

Необычный сегмент пояса сложен из очень плотных обломков льда размером порядка 1 метра. Ученые считают, что обнаруженная зона в кольцах Сатурна намного младше, чем прочие небесные тела Солнечной системы – она образована несколько млн. лет назад. Миссия Кассини, запущенная для целенаправленного изучения Сатурна и его спутников, находится в своей завершающей стадии. Серия финальных полетов над планетой будет направлена на измерение плотности и массы колец для более точного определения возраста планеты и опоясывающей структуры. Эпогеем исследования Сатурна станет вхождение орбитальной станции Кассини в газовый слой планеты для изучения его состава.

Интересно знать. Сатурн, наравне с Юпитером, Ураном, Нептуном, относится к газовым гигиантам – небесным телам Солнечной системы с плотным ядром из металлов и льда. Внешний слой планеты сформирован из газов: гелия, водорода, метана, аммиака. На орбите Сатурна вращается 62 спутника, самый крупный из них – Титан, загадочное небесное тело с плотной атмосферой, морями и реками, наполненными не водой, а жидким метаном.

Спутник Сатурна - Титан

Спутник Сатурна — Титан, единственное небесное тело в Солнечной системе (кроме Земли), на поверхности которого есть жидкая среда

Более современная аппаратура, мощные космические телескопы, инновационные методы исследований – это база для получения новые научных сведений о небесных телах Солнечной системы. Так мы постепенно приближаемся к разгадке: кто мы? как попали на Землю? каков возраст нашей Вселенной? какие небесные тела кроме Земли пригодны для жизни? Все тайны космоса в скором времени откроются перед нами.

Северное сияние: новые научные исследования